Среда, 17.10.2018, 07:20

Свободненский специальный (коррекционный) детский дом

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Отделение постинтернатного сопровождения

Помощь выпускникам детских домов и школ-интернатов

Отделение постинтернатного сопровождения и социальной адаптации

Адрес: ул. К. Маркса, д. 27

Телефон: 8 (416 43) 5-44-26, 8 (416 43)5-44-27

Электронная почта: detskiidom-3@mail.ru

Специалисты отделения:

Заведующий Отделением – Быковская Ольга Петровна

Педагог-психолог – Фетисова Елена Павловна

Социальный педагог -  Тюменцева  Галина Анатольевна

Воспитатель - Фетисова Елена Павловна

Юрисконсульт –  

 

 

Режим работы отделения:

Понедельник

8.00 – 17.00

Вторник

8.00 – 17.00

Среда

8.00 – 17.00

Четверг

8.00 – 17.00

Пятница

8.00 – 17.00

 

Суббота

Воскресенье

 

ВЫХОДНОЙ

 

 

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

         Начало взрослой самостоятельной жизни - серьёзное испытание для подавляющего большинства выпускников учебных заведений. Ощущение того, что ты уже взрослый, не сравнить ни с чем! Но, часто, ребята до конца не осознают, что им теперь предстоит быть ответственными за себя и за свои поступки. Поэтому, молодым людям, нужна поддержка родных и близких.  Любой родитель, в этот нелёгкий период для ребёнка старается быть рядом с ним. В ход идут советы, связи, жизненный опыт…

         А как быть ребёнку, который является выпускником детского дома и имеет статус ребёнка-сироты, или ребёнка, оставшегося без попечения родителей до 18 лет и с 18-летнего возраста является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Ребёнок-сирота так же, как и любой другой человек, живёт в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. У детей-сирот представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены, а, значит, и усвоение той или иной роли оказывается затруднительно. В результате, выпускники детских домов не могут воспользоваться предоставленными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, создать полноценную семью, ведут ассоциальный образ жизни, вовлекаются в противоправную деятельность, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, в результате которых остаются на улице, без документов. 

    В связи с этим, одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот является организация деятельности детских домов, направленной на воспитание и обучение, находящихся в них детей, подготовку их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.

    Чтобы такой ребёнок не остался один в сложной жизненной ситуации, чтобы помочь ему освоиться в самостоятельной жизни на территории Амурской области на базе 7 учреждений и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей созданы Службы (отделения) по сопровождению выпускников детских домов в возрасте от 16 до 23 лет.

     В городе Свободный в структуре ГАУСО АО «Свободненский специальный (коррекционный) детский дом» в ноябре 2014 года открылось отделение постинтернатного сопровождения и социальной адаптации.

      Целью деятельности отделения является осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной, правовой, психологической, педагогической поддержки выпускникам детских домов в возрасте от 16 до 23 лет, по вопросам трудового, семейного, жилищного и иного законодательств, а также, формирование у выпускников навыков, необходимых для независимого проживания и решения основных жизненных проблем, профилактики их социальной дезадаптации.   

Если вы являетесь выпускником детского дома, школы-интерната, воспитывались в приёмной семье, или находились под опекой, имеете статус ребёнка-сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, являетесь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вы имеете право на заботу и поддержку государства.

      Обращайтесь в наше отделение, если у вас возникла трудная жизненная ситуация.

      Специалисты отделения: юрисконсульт, педагог-психолог, социальный педагог окажут квалифицированную помощь.

       Если вам одиноко и не с кем поделиться своими переживаниями, мы будем рады общению с вами. А может быть, станем друзьями или вы найдёте новым друзей и поддержку среди сверстников, которые обращаются к нам за помощью.

УВАЖАЕМЫЕ ЖИТЕЛИ г. СВОБОДНЫЙ, СВОБОДНЕНСКОГО РАЙОНА и ЗАТО УГЛЕГОРСК!

       Если рядом с вами проживает гражданин из вышеназванной категории и вы понимаете, что он нуждается в помощи, не оставайтесь равнодушными к его проблемам, протяните руку помощи, сообщите нам. Чужих детей не бывает! Каждому человеку необходима семья, забота, понимание! Мы уверены, что людские сердца наполнены добротой и светом!

 

ПРОГРАММА

подготовки выпускников детских домов к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение

 «Первые шаги в самостоятельную жизнь».

ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

         Начало самостоятельной жизни для выпускника учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всегда непростое время. И важно, что бы в этот сложный период рядом были близкие люди, к которым можно обратиться в трудный момент, которые поддержат и помогут найти правильный выход из тяжёлой жизненной ситуации. Жизненный опыт выпускника детского дома очень мал. Отсутствуют, либо не усвоены навыки, необходимые для самостоятельной жизни: выпускники не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, разумно их тратить, самостоятельно организовать досуг, устанавливать позитивные коммуникативные длительные связи (с семьёй, с соседями, с друзьями), планировать деторождение и, в связи с этими обстоятельствами, часто уклоняются от выполнения родительских обязанностей. 

          Покидая детский дом, выпускники оказываются неготовыми к взрослой, самостоятельной жизни и результатом этого, как правило, бывает асоциальный образ жизни:

  • Страдают от алкогольной и наркотической зависимости;

  • Совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность;

  • Ведут иждивенческий образ жизни;

  • Страдают от алкогольной и наркотической зависимости;

  • Уклоняются от выполнения родительских обязанностей;

  •        Это происходит вследствие того, что в большинстве своем, выпускники детских домов и  учреждений интернатного типа оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо,  первое время, после выхода из детского дома, оказывать воспитанникам поддержку в форме постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой для них социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать и развить крепкие социальные контакты с близким окружением, сформировать навыки   взаимодействия с разными социальными группами и институтами (медицинскими, образовательными учреждениями, коммунальными службами и др.)

  •           Понимая всю сложность положения выпускников детских домов и учреждений интернатного типа, проанализировав существующие проблемы, специалисты отделения постинтернатного сопровождения и социальной адаптации разработали программу «Первые шаги в самостоятельную жизнь»    

             Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускника и строится на реализации пяти разделов:

  • Социально-педагогическая диагностика (мониторинг социального статуса, мониторинг нуждаемости)

  • Социально-педагогическое консультирование

  • Социально-профилактическая работа

  • Социальное воспитание

  • Защита прав и законных интересов выпускника

    Цель: создание условий для успешного сопровождения и социальной адаптации   лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от18 до 23 лет), осуществление комплекса мер, направленных на оказание психолого-педагогической и юридической поддержки этой категории граждан.

     Задачи программы:

    -организация и осуществление процесса комплексного сопровождения и социальной адаптации;

    -создание положительного имиджа отделения постинтернатного сопровождения и социальной адаптации;

    -изучение особенностей социально-психологической адаптации выпускника детского дома;

    -организация системы мониторинга информации о социальной ситуации выпускников государственных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    -обеспечение защиты прав и интересов граждан этой категории;

    -координация действий различных ведомств и учреждений социальной системы защиты населения в оказании помощи и поддержки сопровождаемому.

    Направления деятельности:

    -создание и реализация системы сопровождения;

    -информационно-разъяснительная работа с населением;

    -мониторинг информации о социальной ситуации выпускников государственных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию;

    -разрешение трудных жизненных ситуаций, социально-бытовых проблем по месту жительства, работы, учёбы и др.;

    -содействие в получении образования и профессиональном самоопределении;

    -помощь в реализации потребностей, интересов и стремлений;

    -оказание помощи в приспособлении к новым условиям социальной среды;

    -социально-психологическое и юридическое консультирование.

    Принципы:

    -Работа на стороне сопровождаемого, приоритет его интересов;

    -Рекомендательный характер;

    -Работа по запросу;

    -Конфиденциальность;

    -Непрерывность сопровождения с момента подачи заявления сопровождаемого до выпуска в самостоятельную жизнь (до 23 лет);

    -Мультидисциплинарность - согласованность работы команды специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов;

    -Сетевое взаимодействие (органы опеки, образования, здравоохранения, правоохранения и пр.)

    Методологические основы программы

    • - личностно-деятельный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.М. Поташник, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков и др.);

    • - концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванов, Ю.С. Мануйлов, М.В. Шакурова и др.).

      Теоретическую основу программы составили:

  • Гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, открытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, И.П. Волков, И.П. Ильин и др.);

  • Теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.);

  • Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В. Некрасова, И.П. Крохин, Т.Ю. Юферева и др.);

  • Положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В. Мудрик, А.Я. Олифренко, С.А. Расчетина, М.В. Фирсов и др.);

  • Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А. Беляева, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева, В.А. Никитин, А.Я. Олиференко, Л.К. Сидорова и др.);

  • Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М. Загребельная, О.Ю. Итальяникна, К.Р. Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко, Л.М. Шипицина и др.)

    Участники программы: администрация, специалисты отделения постинтернатного сопровождения и социальной адаптации, специалисты отделов опеки и попечительства, Попечительский Совет, общественные организации (фонды, благотворительные организации и др.), иные заинтересованные граждане и организации.

    Программа основана на социально-педагогических технологиях:

    • Технология гуманно-личностного подхода – Ш.А. Амонашвили

    • Технология педагогической поддержки – О.С. Газман

    • Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ-интернатов – Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд

    • Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов – В.А. Григорьева, М.Ю. Кузьмичева

      Методы работы, используемые в программе:

      • теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (анализ учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

      • методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое и социально-педагогическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

      • практические методы: социально-психологическое консультирование, социально-педагогическое сопровождение, методы социально-педагогической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

      • метод социологического исследование по адаптации выпускников;

      • методы воспитания (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности).

        Техники работы, используемые в программе:

        • самораскрытия, убеждения

        • установление логических взаимосвязей

        • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций

        • выявление социального «Я»

        • обучения поиску информации.

        • Программа предусматривает использование

        • - фронтальной

          - групповой  

          - индивидуальной форм работы с воспитанниками.

           Программа состоит из 2 модулей: кризисный и базовый уровни сопровождения.

Каждый модуль содержит 5 направлений работы специалистов отделения постинтернатного сопровождения и социальной адаптации

Сопровождение имеет следующие разделы:

РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение потребности выпускника в постинтернатном сопровождения и составление индивидуальной программы адаптации в новых условиях.

         Следует отметить, что достижение целей постинтернатного сопровождения напрямую зависит от желания и приложенных усилий самих выпускников. Комплексное изучение социальных навыков, социальных сетей, в результате определяется уровень социальной компетентности выпускника. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности.

Содержание деятельности:

  • диагностика у выпускника потребности в постинтернатном сопровождении;

  • диагностика уровня социализированности выпускника;

  • диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации: образование, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

  • изучение уровня развития социального поведения (отклонение от социальных норм и правил); диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;

  • изучение особенностей социальной адаптации и интеграции воспитанников для определения требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков;

  • диагностика развитости «социальной сети» выпускника, особенностей и навыков межличностного взаимодействия.

    РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

    Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

    Правильно организованная социально-педагогическая среда – мощный стимул к самовоспитанию выпускника. Задача постинтернатного сопровождения – формирование позитивной среды общения и воздействия на неё: организация условий для установления новых положительных контактов, привлечение его к новым занятиям, повышение общественного статуса выпускника детского дома, расширение круга общения.

             Индивидуальное консультирование выпускников – оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для адаптации и интеграции в современное общество.

    Содержание деятельности:

  • оказание помощи в затруднительных ситуациях;

  • совместно с выпускником составление индивидуальной программы сопровождения, в том числе, направленной на развитие необходимых социальных навыков;

  • работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения (составление индивидуального плана реконструкции «социальной сети»);

  • составление совместно с выпускником плана коррекции отклонений в социальном поведении.

    РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа

    Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации и интеграции выпускников, создание условий для полноценного личностного развития.

    В силу неблагополучного воспитания в семьях – выпускники детского дома более склонны к совершению правонарушений. Поэтому возникает необходимость профилактики правонарушений, мотивации к соблюдению законов и моральных принципов здорового общества.

    Содержание деятельности:

  • межведомственное и внутриведомственное взаимодействие по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;

  • оптимизация взаимодействия выпускников с окружением и контроль нежелательных контактов;

  • социально-правовое просвещение выпускников;

  • профилактика девиантного и делинквентного (противоправного) поведения;

  • профилактика межличностных конфликтов.

    РАЗДЕЛ 4. Социальное воспитание

    Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации и ресоциализации.                  

    Для социализации выпускника детского дома необходимо желание и приложенные усилия самих выпускников. Специалистами службы сопровождения проводится работа по воспитанию качеств, способствующих социализации. Основой социализации является получение профильного образования выпускником и дальнейшее трудоустройство по специальности.

    Важно, чтобы выпускник детского дома правильно выбрал профессию по своим возможностям и интересам. Решением вопроса о трудоустройстве занимаются образовательные учреждения, а также служба постинтернатного сопровождения.

             Проведение мероприятий по вовлечению выпускников в позитивную социальную среду для повышения уровня социальной компетентности: развитие социальных навыков и расширение социальной сети.

    Содержание деятельности:

  • работа по коррекции и развитию социально компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальные формы);

  • коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и др.);

  • коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

  • консультации по вопросам профессионального самоопределения и трудоустройства;

  • работа над реконструкцией и поддержанием «социальной сети».

    РАЗДЕЛ 5. Защита прав и законных интересов выпускников

             Многие выпускники интернатных учреждений не знают, какими правами и государственными гарантиями они обладают.

    Цель: юридическая и социально-правовая защита прав и законных интересов выпускников; консультации и помощь по вопросам защиты прав в правозащитных и административных органах.

             Основная задача постинтернатного сопровождения – информирование выпускников об их правах и контроль за соблюдением данных прав.

    Содержание деятельности:

  • решение вопросов, связанных с наличием документов (получение, замена, восстановление утраченных), необходимых для жизнеустройства, для проживания

  • жилищные вопросы: оказание содействия в получении жилья, заселении в новое или на закрепленное, составление актов проверки жилищно-бытовых условий;

  • помощь и консультации по вопросам защиты прав и законных интересов, в том числе бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения;

  • вопросы получения, переоформления пенсий, пособий;

  • повышение юридической грамотности: помощь в составлении ходатайств, жалоб, исковых заявлений, участие в судебных заседаниях;

  • представительство в правозащитных и административных органах;

  • консультации и помощь в оформлении полученного жилья и жизнеустройстве.

  • Кризисный уровень сопровождения

Критерии трудных

жизненных ситуаций,

относящихся к кризисным

Мероприятия по выводу из кризисной ситуации

Учреждения и организации различных ведомств, участвующие в разрешении кризисной ситуации

Утрата документов

Запросы, визитирование, оказание социально-правовой помощи в оформлении документов, в восстановлении утраченных документов, в оформлении пособий, пенсий 

Отделение УФМС по Амурской обл. в г. Свободном, МСК «Дальмедстрах», учебные заведения, ПФРФ

Отсутствие жилья

Помощь в написании заявления, консультирование

Муниципальное образование администрация

г. Свободного

Ранняя беременность

Обследование условий для жизни, психолого-педагогическое консультирование, анализ социальной ситуации, постановка на учёт в женской консультации

Женская консультация  г. Свободный

Социальное неблагополучие

Обследование условий для жизни, выявление наличия социальных проблем, работа по повышению психологической устойчивости выпускника, преодолению конфликтных ситуаций, привлечение участкового, добровольных кураторов, помощь в организации досуга в рамках «Молодёжного клуба»

МО МВД России «Свободненский»

Полиция

Наркотическая или алкогольная зависимость

Беседы, убеждение, контроль обращение к врачу-наркологу, организация досуга в рамках «Молодёжного клуба»

ОГУЗ «Амурский областной наркологический диспансер. Свободненский филиал

Уклонение от выполнения родительских обязанностей

Визитирование, контроль, психолого-педагогические, юридические  консультации,              консультации узких специалистов (психиатр, педиатр), консультативная поддержка по различным аспектам защиты прав и законных интересов детей, психологическая помощь детям, оценка состояния здоровья и образования ребёнка, самосознания, внешнего вида и гигиены, поведенческого развития. Помощь в организации досуга в рамках «Молодёжного клуба».

Медицинские, учебные учреждения г. Свободный,

 

Органы опеки и попечительства г. Свободный, Свободненский район и ЗАТО Углегорск

отсутствие доходов

Психолого-педагогическое консультирование, содействие в поисках работы

ГКУ АО ЦЗН г. Свободный

освобождение из мест лишения свободы

 Психолого-педагогическое консультирование, консультации юриста, содействие в поисках работы, обследование жилищных условий, содействие в получении жилья, если такового нет, помощь в организации досуга в рамках «Молодёжного клуба»

ГКУ АО ЦЗН г. Свободный

Муниципальное образование

Администрация г. Свободного

Утрата                                            трудоспособности, здоровья

Обращение в лечебное учреждение, помощь в оформлении листа временной нетрудоспособности или же инвалидности.

Лечебные учреждения города и МСЭ

 

 

 

Базовый уровень сопровождения

Для поэтапного формирования необходимых способностей и навыков у воспитанников, необходимых им в период постинтернатной адаптации все занятия разделены на 5 тематических блоков, включенных в 2 ступени.

I ступень – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах детского дома.

II ступень – сопровождение выпускника в постинтернатный период, представлена данной Программой

I ступень.  Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома.

I. Мотивационный блок.

Цели и задачи: формировать мотивацию на участие в занятиях, заседаниях «Молодёжного клуба», выработать правила поведения в группе, познакомить с программой работы.

II. Личностный блок.

Цели и задачи: расширить представление о себе, дать представление о мире, о личностных ценностях и уникальности каждого человека, научить осознавать собственные ресурсы, способствовать адекватной самооценке, ознакомить с основными документами гражданина РФ.

III. Коммуникативный блок.

Цели и задачи: формировать навыки эффективного общения, обучить навыкам уверенного поведения в общении, рассмотреть понятие стресса и выработать навыки борьбы со стрессом, познакомить с понятием « толерантность».

IV. Мир, в котором я живу.

Данный блок состоит из 10 разделов по следующим направлениям:

  1. Я взрослею. Цели и задачи: расширить представление о взрослении

баланс возможностей и ответственности (ГК РФ), формирование ответственного отношения к жизни.

   2. Семья. Цели и задачи: помочь осознать и принять свой опыт проживания в семье, помочь осознать значение семьи в жизни человека, дать представление о нормах и правилах жизни людей за стенами детского дома, формировать представление о семье и браке, знакомство с СК РФ, способствовать осознанию важности предстоящей роли родителя и мере ответственности ( Конвенция о правах ребенка), дать представление о конфликтных ситуациях в семье, формировать позитивный образ семьи в жизни человека.

   3. Досуг. Цели и задачи: научить способам проведения свободного времени, формировать навыки организации свободного времени.

    4.Профориентационная и трудовая деятельность. Цели и задачи: расширить представление о мире профессий, дать представление о том, как выбирать профессию ( понятие способности), мотивировать на получение образования, дать представление о документах, необходимых для поиска работы и трудоустройства (правовые аспекты, резюме).

    5. Финансовая система. Цели и задачи: дать представление о денежных средствах, дать понятие о том, что такое бюджет, формировать умение распоряжаться деньгами (доход/расход), познакомить с основными финансовыми документами, познакомит с работой Сбербанка.

    6. Потребительская среда. Цели и задачи: дать представление о товарах и услугах (понятие товар, услуга, кредит, рассрочка), дать общее представление о потребительской сфере ( понятие « гарантийный срок», « срок годности»), формировать умение совершать покупки.

   7. Жилищно-бытовая система. Цели и задачи: дать представление об основных правах и обязанностях нанимателей и собственника жилья (понятие « договор», « ордер», « договор безвозмездного пользования», формировать ответственное отношение к своему жилью, дать представление о жилищных организациях.

      8. Система социального обеспечения. Цели и задачи: дать представление о системе социального обеспечения, познакомить с видами государственной помощи и системой льгот, дать опыт взаимодействия с «ЦСО».

      9. Здравоохранение. Цели и задачи: формировать ответственное отношение к своему здоровью, дать представление о симптомах наиболее распространенных заболеваний, дать представление о медицинских учреждениях и их назначении, учиться ответственно относиться к лечению.

  1. Правоохранительная система. Цели и задачи: формировать

ответственное поведение, познакомить с организацией ОВД, научить обращаться по интересующим вопросам в ОВД, научить получать информацию со стендов.

V. Мир, который построю я.

Цели и задачи: способствовать обобщению личного опыта. Дать представление о том, что нужно учиться на событиях прошлого, формировать видени